Эргономика в офисе

Эргономика в офисе

Эргономика – это наука об удобстве, об организации рабочего пространства для комфортного и эффективного труда работника, исходя из физических и психологических особенностей человеческого организма.

Фактически, это свод основных правил для обеспечения безопасности труда и комфорта в условиях современного офиса. День за днем мы проводим в неестественном для человеческого тела положении, за столом, перед монитором компьютера при искусственном освещении. Это пагубно влияет на наше здоровье, хоть и медленно, поэтому многие не замечают вреда, а иногда и не связывают свои хронические болезни с собственным невниманием к рабочему месту.


Причина и следствие
Основной причиной такой ситуации с заболеваниями являются так называемые напряженные позы, в которых многие офисные сотрудники работают ежедневно. Речь идет о статическом положении тела, которое длится более 4 секунд, при котором напряжена мускулатура и нет возможности расслабиться. Не хватает движения. Здоровье разрушается, прежде всего, от постоянного сидения, в том числе и не за рабочим столом. Мы сидим и испытываем недостаток движения в среднем от 6 до 7,5 часов в день. Первые признаки ухудшения здоровья наблюдаются уже по истечении 3 часов, а при сидении свыше 42 часов в неделю имеется даже опасность развития психических заболеваний, как доказывает исследование испанских ученых. Помимо всем известных проблем со спиной и двигательным аппаратом постоянное нахождение в сидячей позе может повлечь долгосрочные изменения в обмене жиров и уровне сахара в крови и стать причиной хронических заболеваний. На предприятиях с большим штатом административных сотрудников около 80 % затрат приходится на персонал, но только 1 % выделяется на организацию рабочих мест. Без изменения отношения к вопросам эргономики потеря производительности на таких рабочих местах в будущем не сможет быть компенсирована ни в экономической, ни в кадровой сфере.

Динамичное решение


Занятия спортом после работы или на выходных не заменят двигательную активность в офисе, поэтому необходим эффективный подход к организации рабочего места. Положение стоя для работы уже принципиально более здоровое и гораздо более эффективное, чем положение сидя. Специалисты медицины труда говорят о том, чтобы мы сидели половину рабочего времени, а вторую половину стояли или двигались. Но решающее значение имеет регулярная смена позы. Эта так называемая динамика смены сидячей и стоячей поз оптимально реализуется при помощи регулируемого по высоте стола. Столы для работы сидя и стоя с индивидуальной регулировкой по высоте и соответствующими предметами мебели для комплекта — один из методов организации эргономичного рабочего места. При этом способ регулировки высоты выбирается исключительно по удобству пользования, важным является точное соблюдение индивидуальных представлений о комфорте. Диапазон регулировки от 65 до, по меньшей мере, 125 см обеспечит оптимальные условия работы для людей практически любого роста. Эргономичная организация рабочего места всегда требует комплексного подхода. Все мы разные. Поэтому основное преимущество эргономичного рабочего места заключается в его способности адаптироваться под конкретные условия.


Для комфортной работы в офисе также необходимо эргономичное офисное кресло, которое кроме пассивной эргономики — удобно сидеть неподвижно, — должно обладать еще и активной эргономикой. То есть человек, сидящий на нем, должен имеет возможность во время работы менять положение тела – это улучшает кровообращение и препятствует односторонней нагрузке мышц.

В эргономичном офисном кресле соблюдаются два основных принципа – регулируемость и физиологичность. Кресло должно легко подстраиваться под особенности анатомии конкретного сотрудника и уменьшать нагрузки позвоночника. Посредством газ-патрона должна быть реализована плавная регулировка кресла по высоте. Оптимальная высота сиденья — когда ступни ног полностью касаются пола, а угол сгиба коленей при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушает циркуляцию крови в ногах.

Обязательно и наличие поддержки поясницы, либо регулируемой, либо реализованной в офисном кресле за счет специальной формы спинки. Так же очень важным критерием при выборе новых офисных кресел является наличие регулируемых по высоте подлокотников. Они не должны упираться в локти и заставлять поднимать плечи слишком высоко, держа в постоянном напряжении мышцы плечевого пояса и шеи.

Наличие регулируемого подголовника также желательно. Он не дает голове сотрудника занимать неправильное положение во время работы. Однако можно легко убедиться, что подголовники или высокие спинки на данный момент являются отличительной особенностью кресла руководителя.

Механизмом качания кресла также весьма полезен – он обеспечивает фиксацию различных углов наклона спинки и сиденья относительно плоскости пола. Это обеспечит сотруднику возможность смены позы и отдыха во время работы, прямо на рабочем месте.

Также немаловажным условием эргономики считается использование мобильных и стационарных офисных перегородок. По мнению специалистов компании «Астарта-Престиж», эксперта в области разработки и внедрения технологий по обустройству офисов, перегородки дают широкие возможности для построения рабочих мест и контроля визуального и звукового контакта между сотрудниками. Кроме того, по сравнению с  капитальными стенами, увеличивается эффективность использования пространства – экономия может достигать 20%.

Инвестиция в эргономичное оборудование офиса в любом случае целесообразна с экономической точки зрения, потому что с одной стороны так повышается работоспособность и мотивация, а с другой стороны снижается количество больничных листов.


Комментарии

Комментариев нет.

Написать комментарий

* - Обязательные поля